Прогноз развития социальной педагогики

как  научной дисциплины: обоснование и выводы

 

Никитина Л.Е., Липский И.А.

 

Динамичное развитие социальных процессов в России ставит перед Государственным научно-исследовательским институтом семьи и воспитания ряд новых задач, среди которых весьма важными являются задачи прогностических разработок в области государственной политики воспитания, социальных институтов страны, общества в целом и ряд других. Одним из важных признаков социальных преобразований в России является расширение числа социальных субъектов воспитания, увеличение удельного веса воспитательной функции тех институтов социума, в которых ранее протекали явно не выраженные воспитательные процессы, возрастание роли и значения социальных ценностей для отдельного человека.

 

Многие из этих задач не могут быть решены немедленно: некоторые из них являются по своему характеру задачами завтрашнего дня; другие связаны с повседневной жизнедеятельностью множества людей и эксперименты над ними  недопустимы. Именно эти и ряд других факторов актуализируют прогностическую деятельность Института в области социально-педагогической практики и социальной педагогики, ее исследующей.

 

Процесс разработки  исследовательских  и нормативных моделей развития социально-педагогического знания опирается на  методологический анализ содержания логико-гносеологического и  научно-методического уровней этого знания.  На данных уровнях представлены совокупность положений о  структуре,  содержании,  соотношении  и взаимосвязи  процессуальной,  научно-содержательной и научно-дисциплинарной структур социальной педагогики,  а также специфике  и правилах применения метода моделирования. Эти положения играют роль научно-методических основ теории развития науки. Проблеме методов моделирования и прогнозирования в различных отраслях науки  и практики уделяется значительное внимание.  Несмотря на отсутствие универсальных методов прогнозирования и моделирования специально для социальной педагогики,  возможно использование методов общего и социального прогнозирования и  моделирования специально для социальной педагогики,  возможно использование методов  общего и социального прогнозирования и моделирования и их адаптация к предмету исследования.  Закономерная зависимость данных методов от объекта и предмета исследования,  а также от субъективного опыта и уровня  компетенции  и  методологической вооруженности  исследователя  вносит  определенный субъективизм и приблизительность в предлагаемые как итог модель и прогноз. Однако  операционная часть прогнозирования и моделирования и информационная основа, т.е. совокупность знаний о предмете моделирования и прогнозирования, описанные в их логической последовательности и с необходимой полнотой,  позволяют,  по крайней мере, оценить уровень исследования и качество применения соответствующих методов и приемов.

Сущность метода моделирования в социальной педагогике заключается в изучении перспективы развития объектов  данной  науки  с помощью модели-образца и в переносе полученных результатов на сам объект.  Метод моделирования  реализуется  посредством  множества приемов, соответствующих этапу моделирования. К таким приемам относятся:

а) морфологический анализ - упорядоченное,  последовательное и детальное  изучение  всех  возможных  вариантов решения задачи. Применяется разновидность такого анализа - "дерево целей";

б) программирование - анализ определенной логической  последовательности смены стадий развития прогнозируемого объекта и выбор наиболее оптимальных вариантов пути от цели к результату;

в) составление прогнозного сценария - установление  логической последовательности вероятностных событий и их последствия для науки в целом.

 

В педагогическом прогнозировании также  используются  методы экстраполяции и экспертных оценок. Моделирование, экстраполяция и экспертное оценивание обеспечивают необходимую комплексность схеме прогнозирования.

 

Особое значение имеет верификация модели - специальная  исследовательская процедура  для выявления степени достоверности результатов прогнозирования. Под достоверностью при этом понимается вероятность осуществления  прогноза в заданном временном интервале. Объектами верификации выступают все компоненты  прогностического процесса:  источники информации,  основания прогнозирования, методы и способы прогнозирования, содержание прогноза как результат. Нормативная (оптимальная) модель имеет другое содержание верификации. Под достоверностью в этом случае  понимается  правильность выбора адекватного механизма развития объекта с целью получения наилучших прогнозных результатов и  минимизации  негативных факторов. Источники информации для прогностической и оптимальной моделей развития социальной педагогики как науки,  обладающие необходимым содержанием для процесса верификации, - это диссертации, монографии,  сборники  научных  трудов (материалы и доклады научных конференций) и учебные пособия. Верификация методов и способов прогнозирования и моделирования осуществляется посредством оценки степени их адекватности целям, задачам,  характеру объекта и предмета, стадии и этапу прогнозирования и моделирования.

 

     Содержание прогноза  и оптимальной модели как результата верифицируется путем сравнения с другими знаниями, истинность которых  уже установлена.  В прогностическом процессе вывод об истинности результата может быть сделан лишь после реализации или  опровержении прогноза, то есть когда прогнозный результат становится или не становится фактом.  Вывод об оптимальности модели может быть сделан значительно раньше, в процессе получения удовлетворяющих промежуточных результатов,  поскольку процесс развития научного знания  носит  объективный характер.  Интенсивность развития социальной педагогики  как  научного знания,  например,  является конкретным видимым критерием,  доказательность которого опирается на результаты сравнения и экспертных оценок.

 

     Основными критериями оценки достоверности, уровня и качества оптимальной модели являются:  обоснованность (по оценке оснований моделирования), правильность (по соответствию методов целям,  задачам, объекту и предмету моделирования),  оперативность (по степени ее  фактического  использования),  оптимальность (по степени совпадения результатов с вариантом разработанного на основе модели плана,  программы), активность (по степени влияния на объект). В совокупности эти критерии составляют систему  общих  критериев. Однако применительно к конкретной модели разрабатываются и специфические критерии.

 

     Специфические критерии  оптимальной модели развития социальной педагогики как науки:

     а) мировоззренческие - соответствие современному уровню  научного знания, полнота и непротиворечивость теоретических положений, являющихся методологической основой социальной педагогики;

     б) научно-содержательные - тенденции,  принципы и закономерности развития социальной педагогики;

     в) логико-гносеологические  -  полнота структуры и соответствие структурных компонентов научного знания в области социальной педагогики (объект, предмет, задачи, содержание, критерии, средства, формы, методы, модели, функции, условия развития объекта).

 

     Анализ совокупности взаимосвязанных познавательно-преобразовательных процессов в социальной педагогике позволяет выделить  и интерпретировать функции  данной  науки  (общие для всех отраслей научного знания - познавательную,  диагностическую, прогностическую, научно-преобразовательную,  научно-образовательную) применительно к задачам управления процессом развития социальной педагогики как науки.  Назначение прогностической модели - установление вероятностного  развития и результатов в определенные сроки с известными допущениями. Назначение оптимальной модели - выбор адекватного механизма развития с целью получения наилучших прогнозных результатов. Классификация моделей может быть проведена по различным  основаниям: по средствам разработки и представления - лингвистические, математические,  графические, композиционные; по задачам моделирования - информационные, эвристические, прогностические, дидактические, управленческие;  по степени точности - приближенные, достоверные, точные,  вероятностные; по функциям - модель-образец и модель-заместитель; по масштабности - макромодели, микромодели; по характеру закономерностей объекта - модели развития,  функционирования, структуры; по природе объектов - модель процесса, системы, деятельности.

 

     Оптимальная модель  развития социальной педагогики как научной дисциплины является:  по средствам разработки и представления - лингвистической,  по задачам моделирования - управленческой; по степени точности - приближенной; по функциям - модель-образец; по масштабам  - макромодель;  по характеру закономерностей объекта - модель развития; по природе объектов - модель системы. Основное содержание прогноза развития социальной  педагогики как отрасли  научного  знания  касается перспективных направлений научных исследований на гносеологическом,  мировоззренческом, логико-гносеологическом,  научно-содержательном,  технологическом и научно-методическом уровнях.

 

     Так, на  гносеологическом уровне развитие социальной педагогики будет осуществляться в направлении изучения и научного обоснования сфер взаимодействия  социальной  педагогики  как  научной дисциплины с науками и научными дисциплинами более высокого методологического статуса, и прежде всего, - с социальной философией, политологией,  социологией,  педагогикой, социальной психологией, социальным правом, социальной информатикой, социальной медициной, геронтологией, социальной работой, валеологией и др.

 

     На мировоззренческом уровне получат развитие проблемы исследования возможностей социальной педагогики в познании и  преобразовании социума в изменяющихся экономических, политических, социальных условиях.

 

     На логико-гносеологическом уровне получит развитие науковедческий аппарат социальной педагогики.

 

     На технологическом уровне будет продолжена апробация существующих, формирование  и  развитие  новых социально-педагогических технологий различного проблемно-целевого назначения.

 

     На научно-методическом  уровне  будет  продолжена  работа по исследованию структуры,  содержания,  специфики,  границ и правил применения методов практической социально-педагогической деятельности, научного исследования,  подготовки специалистов социальной сферы, а также требований, предъявляемых к этим методам.

 

     Данный прогноз,  разработанный И.А. Липским, явился результатом научно обоснованного применения специальных методов,  приемов и процедур научного прогнозирования на основе стандартизированного анализа огромного массива источников.  Мы полагаем, что данный прогноз  является среднесрочным и рассчитан на первое десятилетие нового века.  Однако для того, чтобы он состоялся, необходимы условия в виде специально разработанных мер и мероприятий,  важнейшими из которых является перспективное планирование НИР,  координация  исследований различных научных школ социальной педагогики, систематическое издание важнейших трудов,  регулярные методологические семинары и конференции.

 

     Цель моделирования   основных  направлений  и  приоритетных проблем научных социально-педагогических исследований  состоит  в совершенствовании управления НИР,  оптимизации проблематики научных исследований  путем  научного  обоснования этих направлений и выявления приоритетности проблем, оптимизации социально-педагогической практики  путем опережающего научного разрешения ее проблем и соответственно повышения научного обоснования принимаемых практиками решений. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

 

     1. Исследование научных и практических предпосылок возникновения  и развития социальной педагогики,  историко-педагогический анализ развития социальной педагогики в России и за рубежом.

     2. Исследование исходных  методологических  и  теоретических оснований социальной педагогики,  анализ структурно-иерархических отношений социальной педагогики в системе гуманитарного знания.

     3. Исследование проблемного поля  социальной  педагогики  на современном этапе  ее  развития: состояние и частичная разработка понятийно-категориального аппарата социальной  педагогики,  проблемное поле,  социальные институты как субъекты социально-педагогической деятельности, кадровый потенциал, тенденции и перспективы  развития  социальной педагогики как области практической деятельности и образовательного комплекса.

     4. Разработка  социально-педагогической парадигмы общественного развития  в  современном  социально-политическом   контексте.

     5. Выявление,  описание, оценка перспективных моделей и технологий социально-педагогической практики и профессионального образования в области социальной педагогики.

     6. Разработка рекомендаций и основных направлений и  проблем научных исследований в социальной педагогике.

     7. Внедрение результатов исследования путем публикаций,  научных докладов и обсуждений, разработки программы и механизма организации НИР для научно-исследовательского института.

     С целью  разработки  рекомендаций  и  основных направлений и проблем научных исследований в социальной педагогике был проведен анализ взаимосвязи процессуальной,  научно-содержательной и научно-дисциплинарной структур социальной педагогики.

 

Таблица № 1.

Взаимосвязь процессуальной,  научно-содержательной

и  научно-дисциплинарной структур социальной педагогики.

 

Области и процессы

 социально-педагогической

 практики

Теории и методики, отражающие области и процессы социально-педагогической практики

Научные дисциплины, отрасли, области, направления, исследующие теории и методики

Педагогическое   содержание  социальной работы с различными категориями  населения, в различных социокультурных   средах, в различных социальных учреждениях разной ведомственной подчиненности и с семьей в целом

     Теории и методики     социально-педагогической работы с различными группами населения

     Теории и методики социально-педагогической работы в различных секторах социальной сферы

     Теория и методика социально-педагогической работы с семьей

Педагогика социальной работы

Педагогика среды

Общая и социальная психология

Социальное  воспитание различных социально-демографических групп населения

Теория и методика воспитания

Аксиологические теории

Этические теории

Социальное воспитание

Аксиология

Этика

 

Историко-педагогическое  и   проблемно-страноведческое исследование фактов, явлений, опыта социальной работы

История педагогики

История социальной работы

История социальной педагогики

Сравнительная социальная педагогика

 

 

Профессиональное образование специалистов в области  социальной  педагогики и социальной работы  в России и за рубежом

Теория и методика профессионального обучения

Теории научения

Теории переноса знаний

Теории профессионального развития

Теории образования взрослых

Общая дидактика

Педагогика профессионального образования

Андрагогика

Этнопедагогическое и культурологическое  содержание  социально-педагогической   работы   в  условиях мультикультурного   общества 

Теория этнопедагогизации социальной практики

Меритократическая теории

Теория диалога культур

Этнопедагогика

Культурология

Социальное воспитание

Социальная философия

Педагогический   потенциал и содержание деятельности "третьего сектора" - негосударственных    общественных объединений и  волонтеров в социальной работе

Теория гражданского общества

Теория педагогической солидарности

Теория общественного объединения

Социальная философия

Политология

Социология

Педагогика общественных объединений

Содержание профессиональной деятельности,  функции, технолого-методический   инструментарий  специалистов  (исследователей,   практиков разной   специализации, преподавателей)

Методики и технологии профессиональной деятельности в области практической социально-педагогической деятельности

Теории и методики социального управления

Менеджмент в социально-педагогической работе

Теория систем

Педагогика профессионального образования

Акмеология

Социология

Науковедение в области социальной педагогики

Теории познания

Гносеология

История науки

 

Из приведенной таблицы видно,  что научные исследования различных областей  и  процессов  социально-педагогической  практики должны выполняться на междисциплинарной основе. При этом не только используется понятийно-категориальный аппарат  разных  научных дисциплин, но и общим является научно-методический исследовательский "багаж".

 

Таблица № 2.

Основные направления и  проблемы

научных исследований в социальной педагогике

во взаимосвязи с областями и процессами социально-педагогической

практики

 

Области и процессы социально-педагогической практики

Направления и проблемы научных исследований в социальной педагогике

Педагогическое   содержание  социальной работы с различными категориями  населения, в различных социокультурных   средах, в различных социальных учреждениях разной ведомственной подчиненности и с семьей в целом

Теория, методика и практика разрешения социальных и психологических конфликтов педагогическими методами и средствами.

Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения.

Социально-педагогическая адаптация, коррекция и реабилитация.

Институциональная социально-педагогическая работа.

Социально-педагогическая работа с семьей.

Социальная работа и менеджмент в образовании.

Социальное  воспитание различных социально-демографических групп населения

Теория, методика, и практика социального воспитания детей, молодежи, инвалидов, пожилых людей, военнослужащих и др.

Историко-педагогическое  и   проблемно-страноведческое исследование фактов, явлений, опыта социальной работы

Отечественная и зарубежная история и опыт социально-педагогической практики.

Профессиональное образование специалистов в области  социальной  педагогики и социальной работы  в России и за рубежом

Уровни профессионального образования и этапы профессионального становления и развития специалистов в области социальной педагогики и социальной работы за рубежом (содержание и организация).

Этнопедагогическое и культурологическое  содержание  социально-педагогической   работы   в  условиях мультикультурного   общества 

Традиции и опыт народной педагогики.

Национальный и региональный компоненты в педагогических системах.

Баланс общечеловеческого и этнокультурного в педагогических системах разного уровня.

Педагогический   потенциал и содержание деятельности "третьего сектора" - негосударственных    общественных объединений и  волонтеров в социальной работе

Содержание, формы, методы социально-педагогической деятельности общественных объединений детей, молодежи и взрослых.

Содержание профессиональной деятельности,  функции, технолого-методический   инструментарий  специалистов  (исследователей,   практиков разной   специализации, преподавателей)

Методические основы профессиональной деятельности в области социальной педагогики.

Науковедение в области социальной педагогики

Науковедческая проблематика: логическая структура, связь теории и практики, концепции, закономерности, противоречия, принципы, содержание и формы реализации познавательной, диагностической, преобразовательной и научно-образовательной функций социальной педагогики как науки в исследованиях; разработка объектно-предметного содержания науки.

 

 

В настоящее  время  наиболее  приоритетны  системообразующие функции социальной педагогики.

 

         Функция отражения современной социально-педагогической практики.      

Практическое  поле социальной педагогики представляет собой совокупность ряда противоречий и ситуаций проблемного  характера, на  основе  анализа  которых формулируется круг научных проблем в сфере социальной педагогики как научной  дисциплины.  В  практике эти противоречия формулируются в виде социального заказа, привлекающего новаторов,  стремящихся предложить новые  решения.  Новаторство в опытно-экспериментальных моделях в социальной педагогике,  как показал анализ  инновационной  практики,  заключается  в конструировании и встраивании новых элементов в массовую практику социально-педагогической работы. Это такие элементы, как:

 

- новые типы и виды образовательных учреждений с сильным социально-защитным акцентом (элитарные образовательные учреждения с повышенным качеством и уровнем общего среднего образования,  профильные неноменклатурные  учреждения  -  социально-педагогические центры по работе с детьми и семьей,  социально-защитные образовательные учреждения - приюты и др.);

- новые  структурные элементы в массовых образовательных учреждениях - различные социально-психолого-педагогические службы;

- новые общественные объединения волонтерского типа,  создаваемые по инициативе общественности для решения социальных и  социально-педагогических проблем;

- новые направления,  содержание и формы социально-педагогической деятельности;

- новые должности,  требующие научно-методического обеспечения с позиций социальной педагогики (социальный педагог, социальный работник, практический психолог);

- новые социально-педагогические специальности в системе начального, среднего профессионального и высшего образования.

 

Таким образом,  развитие социальной педагогики  как  научной дисциплины практикоориентированного,  прикладного  характера  (на данном этапе) необходимо направлять по пути поиска  инновационных решений практических проблем социально-педагогического характера.

 

Совершенно очевидно, что исследование этих проблем и предложенные решения  носят междисциплинарный и межведомственный характер, что и сообщает инновационность разрабатываемым моделям.

 

Функция развития методологического и теоретического знания.

Как показали результаты проведенного историко-гносеологического анализа,  современный уровень развития социальной педагогики не дает оснований говорить о сформированности понятийно-категориального аппарата.  Дальнейшие исследования должны быть сосредоточены  на уточнении объектно-предметного содержания социальной педагогики,  разработке новых парадигм,  концепций, теорий. Большое количество  практиориентированных социально-педагогических исследований и научно-методических разработок  являются  тем  исходным научно-эмпирическим  материалом,  являющимся  базой  и источником формирования теоретического  знания.  В  настоящее  время  данная функция является приоритетной в силу аморфности и фрагментарности теоретического социально-педагогического знания.

 

Функция формирования структуры научного знания.

Формирование исследовательской  программы   многих   научных групп определяется чаще всего научными интересами лидера. Реально это означает вкусовщину,  экстенсивность общего  развития  науки, непроясненность терминологического   инструментария.

 

Комплексные программы НИР по  социальной  педагогике  должны включать три основных раздела науки (с постоянными научными лидерами разделов и подразделов): фундаментальные исследования, в том числе историко-педагогические,  проблемно-страноведческие, теоретико-методологические; прикладные исследования;  научно-образовательные исследования.

Многие ученые констатируют формирующийся характер социальной педагогики. Это означает особую ответственность научных учреждений в  обеспечении  целостности  научной теории и полноты разрабатываемых позиций.

 

Функция программно-целевого  планирования развития  социально-педагогического знания.

Программно-целевое планирование развития науки  предполагает постоянную  работу  по систематизации и мониторингу новых знаний.

 

Для этого целесообразно создать аналитико-информационную  службу, способную решить следующие задачи:

 

1. Определение постоянных индикативных показателей по основным проблемам  развития социальной педагогики по блокам:  научная дисциплина, опыт социально-педагогической практики, образовательный комплекс (структурные единицы;  ведомственная, типовая, видовая идентификация;  кадровый состав; финансирование; научная продукция: диссертации, монографии, учебники, опытно-экспериментальные модели и др.).

2. Разработка новых форм научной отчетности.

3. Создание новых источников информации.

4. Развитие средств коммуникации (модемная связь).

5. Определение потребности и заказов на научные исследования в социально-педагогической практике,  а также на разработку научно-методического и учебного комплекса.

6. Формирование банка данных об отечественных  и  зарубежных достижениях в области социальной педагогики. Сопоставление данных о развитии социальной педагогики в России и других странах.

 

Поиски оптимальной структуры и форм организации  НИР  (проблемные группы,  проекты,  временные научно-исследовательские коллективы, центры и др.); создание зонтичной структуры региональных научно-исследовательских центров и лабораторий;  внебюджетное финансирование научных исследований наряду с  бюджетным  (гранты  и договоры);  создание околонаучных профессиональных, вспомогательных, поддерживающих или опытно-экспериментальных  структур  (профессиональная ассоциация,  общественные организации социально-педагогической направленности,  негосударственные   образовательные структуры, журналы и научные бюллетени, десятки экспериментальных площадок); полноценная структура научной подготовки кадров (аспирантура и  докторантура) и активно работающий диссертационный совет - эффективные средства стимулирования развития социальной педагогики как научной дисциплины.

 

В сфере научно-содержательной и научно-организационной в социальной педагогике вызрели предпосылки интенсификации оформления научной структуры и появления совокупности теорий, отражающих как динамически развивающуюся социально-педагогическую практику,  так и новые подходы в области профессионального образования.


  


boltalkaforum.ru как заработать биткоины Также читайте: скорая помощьВсе по теме: цветы тольятти на volgacvet.ru покемон го - вся детальная информация здесь

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 be number one